В будущем пенсионеры будут играть в видеоигры днями напролет

Как игры могут помочь в лечении многих симптомов преклонного возраста.

Рейд по уничтожению Рагнароса начался с наступлением темноты. На Восточном побережье США пробил десятый час, и Drakenwulf, удобно усевшись за своим компьютером, четко понимал свою роль. Он был одним из четырех чернокнижников рейдерской группы. Этот рейд планировался целую неделю. Если бы группа не добилась своего, ей бы пришлось ждать не меньше семи дней, чтобы попробовать снова. А собрать 40 игроков онлайн в одно время для похода в Огненные Недра – задачка не из легких. Все участники рейда должны были действовать, как одно целое. Охотники – повелители зверей и мастера лука – использовали могущественных волков и медведей для того, чтобы заманить опасных врагов в ловушки, поставленные основной группой. Drakenwulf держал остальных врагов на расстоянии при помощи заклинаний, вселяющих страх. Когда они, наконец, добрались до Рагнароса, самые сильные воины по очереди поглощали удар за ударом от Повелителя Огня, в то время как Drakenwulf, маги и разбойники всеми силами наносили ему урон.

Это было одно из самых запоминающихся событий в жизни Джека Лэбаута (Jack Labout), известного онлайн под псевдонимом Drakenwulf, а он много чего повидал. Программист по профессии, работавший на NASA и Tandem Computers, Лэбаут является одним из представителей старой гвардии онлайн игроков, которые повергли многих монстров еще задолго до Рагнароса, одного из первых боссов World of Warcraft, главной игры компании Blizzard.

Ему 79 лет, он уже давно на пенсии, живет сам недалеко от Далласа. Он в том возрасте, когда социальная активность неизбежно угасает, что может иметь плохие последствия для здоровья. Например, в результате исследования, проведенного в 2011 году, выяснилось, что у социально активных пожилых людей степень угасания когнитивных способностей снижалась на 70 процентов.

У Лэбаута очень мало родственников или настоящих друзей поблизости. Поэтому каждый день он выходит онлайн и играет в игры. Он принимает особо активное участие в Гильдии старожил, условной организации, состоящей из 10 000 геймеров, которые более по-взрослому подходят к игровому досугу. Он играет с небольшой группой друзей, переходя из игры в игру. Для Лэбаута и других членов Гильдии эти отношения настолько же важны, как и отношения в реальной жизни.

«Вы проводите 20-30 часов в неделю с одними и теми же людьми, день за днем, год за годом, – рассказывает Дэвид Боард (David Board), один из руководителей Гильдии старожил. – Вы становитесь друзьями. Вы, возможно, никогда не встретите их лично, но они ваши друзья».

 

. . .

Все эти годы широко освещалось именно негативное воздействие видеоигр. Как и в случае с телевидением, в мире ведется острая дискуссия относительно связи между жестокостью в видеоиграх и агрессивным поведением. Видеоигры также вызывают привыкание, и сегодня Всемирная организация здравоохранения (хоть это и спорно) признает наличие «игрового расстройства» в качестве реального заболевания. Однако эти привлекающие к себе внимание ассоциации перекрывают другую сторону игр – ту, которая улучшает качество жизни и даже помогает в лечении некоторых изнуряющих симптомов, появляющихся с возрастом.

В 2015 году доцент Монреальского университета Грегори Вест (Gregory West) начал расклеивать в кампусе флаеры, извещающие о проведении психологического исследования. Участники исследования должны были пройти опрос и МРТ для определения количества серого вещества в разных областях мозга. Затем им платили по 9 долларов в час за то, что они играли в Super Mario 64 на протяжении четырех часов в день три раза в неделю, чтобы в итоге каждый отыграл по 90 часов. Отдельная группа играла в экшн-игры, в основном в шутеры по типу Call of Duty и Killzone. В похожем исследовании, проведенном ранее, другие контрольные группы брали уроки игры на пианино или совсем ничего не делали. Гипотеза Веста и его соавторов, которая строилась на основе более ограниченного немецкого исследования 2014 года, состояла в том, что определенные типы игр могут влиять на количество серого вещества в гиппокампе. Гиппокамп – это часть мозга, отвечающая за пространственную память, то есть наше умение ориентироваться. Этот участок мозга также одним из первых повреждается вследствие таких заболеваний, как Альцгеймер и слабоумие, начальными симптомами которых являются дезориентация и потеря кратковременной памяти.

 

Существует вполне реальный шанс, что играя в игры, которые задействуют нашу пространственную память, здоровые взрослые люди могут сохранять или даже восстанавливать серое вещество по мере старения.

 

Super Mario 64 не очень то и простая игра в плане передвижений. Игрок находится в лабиринте из разных уровней, куда можно попасть через картины-порталы, которые располагаются в центральной части Замка принцессы Пич. Механика игры и схема уровней достаточно сложные, чтобы группа игроков провела не один год, соревнуясь друг с другом в выполнении заданий и нахождении самого быстрого прохода через лабиринт. Игрок должен полагаться на пространственную память, чтобы не потеряться среди многочисленных уровней.

В рамках этих двух исследований в испытуемых, играющих в Super Mario 64, наблюдалось увеличение количества серого вещества в гиппокампе. По словам Веста, эти результаты не значат, что Super Mario 64 может вылечить болезнь Альцгеймера, но позволяют предполагать, что существует вполне реальный шанс, что играя в игры, которые задействуют нашу пространственную память, здоровые взрослые люди могут сохранять или даже восстанавливать серое вещество по мере старения, что помогает сократить риски неврологического упадка в пожилом возрасте. Вест называет это «когнитивным вмешательством».

«На данном этапе у нас просто есть доказательство правильности концепции, – отмечает Вест. – Но пока нет данных, подтверждающих, что это действительно так».

 

. . .

Другие исследования также показывали многообещающие результаты. Например, исследование, проведенное педагогами-психологами Университета Флориды в 2014 году, обнаружило, что популярная компьютерная игра в жанре головоломки Portal 2 улучшает показатели при прохождении теста на определение познавательных способностей больше, чем широко рекламируемый «тренажер для мозга» Lumosity. Однако не все игры имеют такой же эффект. Согласно исследованию Веста, игры в стиле экшн требуют «выработки моторных навыков», за что отвечает совсем другая часть мозга под названием хвостатое ядро. Чрезмерное использование хвостатого ядра может навредить гиппокампу, поэтому цель в том, чтобы найти золотую середину между этими двумя составляющими мозга. Но многие современные игры, в стиле экшн или другие, часто обеспечивают игроков миникартой или другими средствами навигации, и таким образом «игра выполняет когнитивную функцию вместо вас».

В клинических условиях развитие игровых технологий может облегчить исследование и применение этих методик. Роджер Ангуера (Roger Anguera) является директором по вопросам разработки интерактивной среды в Neuroscape, нейробиологическом центре при Калифорнийском университете, расположенном в Сан-Франциско, использующем передовые технологии для оценки работы человеческого мозга. Специальность Ангуеры – виртуальная реальность, которую многие считают будущим видеоигр. Одна из самых практичных областей применения ВР, по словам Ангуеры, – это симуляция и видеоигры, которые напрямую взаимодействуют и тренируют те части мозга, которые являлись объектом исследования Грегори Веста. В одном из симуляторов Ангуера использует ВР и отслеживание движений для создания виртуального «квартала» с полным эффектом присутствия, в котором пациенты могут ходить и рассматривать окружающий мир. Пациенту предоставляется 10 минут на изучение квартала, ему необходимо обращать внимание на ориентиры и добираться до целевых локаций, например кафе или почты. Затем Ангуера помещает их цифровой аватар в другом месте и дает какой-либо квест, например купить кофе или отправить письмо, и наблюдает за тем, насколько эффективно они передвигаются по кварталу, а также регулирует сложность заданий и схемы квартала, чтобы лучше оценить память участников эксперимента.

«Игра постоянно адаптирует свою сложность в зависимости от вашего успеха и не дает вам расслабляться», – объясняет Ангуера. Но, в отличие от Super Mario 64, она позволяет исследователям контролировать каждую переменную и сам геймплей, чтобы игрок чувствовал некий вызов, однако не перенапрягался, что необходимо для улучшения гибкости и активности мозга. Neuroscape работает с пациентами всех возрастов, но основная идея, которая лежит в основе этой терапии, состоит в том, чтобы помочь людям стареть. Доктор Адам Геззели (Adam Gazzaley), учредитель и исполнительный директор Neuroscape, рассматривает такие интерактивные адаптируемые игры, разработанные Ангуерой, как один из способов положительно влиять на наш мозг без медикаментозного вмешательства.

«Это станет совершенно новым типом лекарства», – уверен Геззели. Экспериментальная терапия, по его словам, в идеале должна быть профилактикой, а не лечением, однако, при условии ее правильного применения по мере нашего старения, она может значительно повысить качество нашей жизни.

«На мой взгляд, это все очень актуально, – продолжает Геззели. – Депрессию, слабоумие, множество когнитивных нарушений, связанных со старением, а также такие факторы, как чувство бесцельности бытия и одиночество, можно побороть при помощи этого подхода».

 

«Это очень вдохновляющий опыт – овладеть новым навыком, в то время как общество сомневается, что вы еще на что-то способны».

 

Несмотря на то, что превращение цифровых развлечений в клиническую терапию началось совсем недавно, игры уже сегодня помогают справляться с депрессией и одиночеством, о чем упоминал Геззели. С возрастом вы чувствуете, что некоторые части вашей жизни ускользают от вас. Начинают болеть суставы, что усложняет занятия спортом, обыденные дела также становятся более тягостными. С этим сложно справляться с психологической точки зрения. Кэтрин Герлинг (Kathrin Gerling), кандидат медицинских наук и доцент кафедры информатики в Левенском католическом университете, чья работа связана с изучением взаимодействия человека и компьютера, а также разработкой игр, предназначенных для людей в возрасте, говорит, что игры могут помочь пожилым людям восстановить чувство собственной значимости и реализованности.

«Если взять дом престарелых, то там отсутствуют какие-либо вызовы, – отмечает Герлинг. – Если мы можем предоставить людям возможность учить что-то новое или даже быть конкурентоспособным в чем-то… Допустим, вам восемьдесят лет, и вы впервые попробовали поиграть в какую-либо игру, и оказалось, что у вас хорошо получается [снова], это станет очень вдохновляющим опытом – овладеть новым навыком, в то время как общество сомневается, что вы еще на что-то способны».

 

. . .

Лэбаут уже давно отошел от дел, но Drakenwulf’у еще много чего предстоит достичь. Ему нравится быть частью команды и помогать людям. Недавно он несколько часов помогал другому члену Гильдии собрать новый игровой компьютер. «Она спросила меня «ты случайно учителем не работал? У тебя столько терпения», – рассказывает с улыбкой Лэбаут. – Я б не сказал, что я очень терпеливый человек, но я, конечно, уже более сдержанный и не корчу из себя всезнайку… Попадая в окружение неэгоистичных людей, ты и сам перестаешь думать только о себе. И тогда-то и начинают формироваться длительные игровые отношения».

В будущем у нас, возможно, будут целые миры для формирования таких взаимоотношений. Ангуера, исследователь виртуальной реальности, с особенным нетерпением ожидает запуска таких проектов, как High Fidelity, виртуального мира с элементами социальной сети от создателя Second Life, одной из первых и самых популярных ролевых игр в мире. В дальнейшем, убежден Ангуера, эти игры будут неотъемлемой частью нашей жизни.

«Я надеюсь, что буду иногда гулять на природе и ходить в горы в реальном мире, – шутит он. – Но чем больше мы сможем симулировать, тем лучше, в некотором роде». По его словам, как только улучшится графика и возможности погружения в цифровой мир, мы сможем увидеть очень много вещей, которые скрываются от нашего взора в обычном мире».

 

Автор: Арт Маркмен (Art Markman)
Источник: medium.com